В современных экономических условиях, предприятия очень жестко конкурируют между собой. При этом ценовой фактор утрачивает свои позиции, основным критерием при выборе поставщика становится качество произведенной продукции или услуги. Чтобы обеспечить достойный уровень качества, производить продукцию в срок и в соответствии с требованиями потребителей компания должна решить вопрос по обеспечению качеством. Наиболее остро эта проблема стоит перед компаниями, которые занимаются поставками различных компонентов для машиностроения, строительства и т.п. Как правило, это небольшие компании, которые работают с крупными корпорациями и практически целиком зависят от них. С другой стороны, крупным холдингам гораздо проще и удобнее работать с организациями, которые способны в срок произвести продукт, отвечающий современным стандартам качества.
Подтвердить эту способность компании может только сертификат соответствия международным стандартам ISO, выданный независимым сертифицирующим органом. Даже в случае, когда возможно проведение аудита второй стороны, компания–потребитель ориентируется, прежде всего, на уровень качества, документально засвидетельствованный сторонней организацией.
Однако малые предприятия в процессе разработки, внедрения и сертификации СМК сталкиваются с рядом проблем: ограниченные ресурсы; трудности в понимании и применении стандартов ввиду отсутствия специалистов по управлению качеством; затраты, требуемые для внедрения и поддержания системы.
С проблемами можно справиться: например, вместо штатного специалиста по качеству пригласить консультанта со стороны и дать ему в помощники технического специалиста. Также необходимо помнить, что в ряде субъектов РФ действуют специальные программы по поддержке и развитию малого бизнеса, и предприятием, которые решили разработать и внедрить СМК частично компенсируют затраты.
Еще одна проблема для малого бизнеса заключается в том, что стандарты ISO серии 9000 носят, в основном, «абстрактно – рекомендательный» характер. То есть, нет четких критериев оценки, на которые можно опираться. Отсутствие таковых усугубляется еще и тем, что так называемые элементы обеспечения качества предусмотрены для крупных и средних предприятий и не почти не касаются деятельности малых предприятий.
С другой стороны отсутствие однозначных критериев оценки позволяет малым компаниям создать свою собственную модель управления качеством. В случае успешной реализации компания не только получит сертификационный документ, но и значительно упрочит свои позиции на рынке, завоюет долю на рынке и сможет начать расширение бизнеса.