В Италии «Ночи» не будет...
Жан Мари Бурсико – человек мира, владелец уникальной коллекции рекламных роликов и автор проекта «Ночь пожирателей рекламы». Истинный француз, работающий в Бельгии и живущий в Швейцарии в замке, где хранится эта бесценная коллекция.
Наша встреча с мсье Бурсико началась в уютном брюссельском кафе…
- Мсье Бурсико, вы – истинный парижанин, почему Брюссель?
Жан Мари Бурсико (Ж.М.Б.): О, это очень просто… Бельгийцы – очень милые люди, мне очень легко с ними работается. Монтаж программы я последние годы делаю именно здесь. И потом Бельгия - страна небольшая, тихая, красивая, по-домашнему уютная… И самое главное – здесь делают восхитительные вафли… Кстати, сейчас я вас и угощу моими любимыми…
(Мсье Бурсико делает заказ, который принимает улыбчивый симпатичный официант).
- Вашему любимому детищу – “Ночи пожирателей рекламы» уже больше 30 лет. За этот огромный срок Вашими поклонниками стали миллионы людей почти во всех странах мира. Как удается поддерживать проект на столь высоком уровне?
Ж.М.Б.: Здесь тоже все очень просто - когда занимаешься любимым делом, результат всегда будет позитивным.
- За столько лет Вам ни разу не хотелось сменить вид деятельности?
(Но тут нам принесли вафли… Весь вид мсье Бурсико говорил лишь об одном: «я отвечу, отвечу на все ваши вопросы… но после…»)
Ж.М.Б.: Ну, что, я был прав?
- Вафли были действительно восхитительны. Теперь я понимаю, почему Вы часто бываете в Бельгии!
Ж.М.Б.: А я помню Ваш вопрос о смене деятельности… Конечно, хотелось… Но каждый раз получалось, что еще не все сделал, что хотел по «Ночи»… Она ведь как родилась? Я когда-то стал собирать у кинотеатров, пардон, в мусорных баках обрывки пленок с рекламными роликами, которые вклеивались в фильмы, идущие на экране, а потом вырезались, когда кончался срок действия контракта с рекламной компанией… Тогда ведь не было цифровой техники… Зачем я тогда это делал, - трудно сказать… Вероятно, мне было бесконечно жаль, что увиденное только-только в кинозале, теперь вот так сиротливо валяется на улице и портится под дождем и снегом… Кинопленка для меня, мальчишки, всегда была предметом одушевленным… Собственно, и сейчас тоже, хоть я уже совсем не мальчишка…
- Где же Вы хранили эти пленки?
Ж.М.Б.: Дома, в коробках от обуви под кроватью… Протирал их мягкой тряпочкой, любовался, как все нормальные мальчишки любуются своими коллекциями марок и значков… Мама, конечно, была, мягко говоря, недовольна… Она эти коробки выносила, я их заносил, она выносила, я – обратно… Причем, все это делалось молча. Так несколько лет эта тихая «война» продолжалась. В какой-то момент мама сломалась и оставила мое богатство в покое… А потом, когда стал взрослее, понял, что эта странная коллекция может быть интересна не только мне…
- И оказались правы…
Ж.М.Б.: Да, я и сам не ожидал… И сейчас у меня есть цель… Дело в том, что я задумывал «Ночь», как некий видеоспектакль, где в равном количестве были бы перемешаны ретроролики и совсем новые, но это смешение давало бы плавное развитие общего сюжета… В этом я видел основной смысл «Ночи». Поначалу программы так и составлялись. Но зрители год от года просили меня включать как можно больше современных роликов, и моя изначальная идея ушла сама по себе… И вот я хочу вновь вернуться к этому замыслу… Так что, рано мне еще заниматься чем-то другим…
- Это очень интересно. Когда же состоится возврат к первоначальной идее?
Ж.М.Б.: Надеюсь, что уже на следующий год…
- А пресловутый кризис Вас не пугает? В этом странном году «Ночь» будет везде, где планировалось?
Ж.М.Б.: Вы знаете, создается впечатление, что этот кризис все-таки больше в головах, нежели на самом деле. Особенно как-то паникуют европейцы. Например, итальянский партнер, с которым мы сотрудничаем уже много лет, в этом году чего-то испугался и отказался проводить «Ночь»… Вот так вот. В Италии «Ночи» не будет, а Россия первая в мире увидит новую программу!
- «Ночь» видят люди в разных городах мира. Есть разница между зрителями одной страны и другой?
Ж.М.Б.: Когда я сижу в зале и смотрю вместе со зрителями программу, то я не вижу никакой разницы. Внутри создается атмосфера какой-то общности, если хотите, уже семейственности… Мы все одинаковы… Смеемся, если смешно, плачем, если грустно… Я понимаю, в какой стране нахожусь, только выходя на улицу…
- Какие особо сильные впечатления были у Вас за последнее время?
Ж.М.Б.: Совершенно потрясла история, которая произошла в прошлом году в Мадриде. В этом прекрасном городе мы много лет подряд устраиваем «Ночь» в одном из самых престижных ночных клубов. За несколько дней до означенной даты «Ночи» в этом клубе во время драки произошло убийство молодого человека. И естественно полиция стала разбираться. Выяснилось, что у этого клуба, который работает в центре Мадрида 25 лет, нет разрешения на существование как такового! Более того, стали проверять все клубы в городе. Оказалось, что разрешения нет ни у одного! Вы представляете? Ни у одного во всем Мадриде! Вот такой курьез на фоне трагедии…
- Даже не верится… Расскажите, пожалуйста, как Вы выбираете эмблему «Ночи»? Ведь каждый год она новая…
Ж.М.Б.: Каждый раз идея эмблемы приходит разными, порой, очень замысловатыми путями… В этом году эмблема изображает половину мужского лица с объективом от фотоаппарата на одном глазу. По-моему, очень симпатично…
- Да, на мой взгляд, очень интересно, стильно и символично…
Ж.М.Б.: Спасибо. Эта эмблема мне тоже нравится… А появилась она совершенно случайно. Я присутствовал на съемках рекламного плаката для «Ночи» в Мексике, в которой принимали участие роскошные красавицы, знойные мачо и, вообще, было невероятное буйство красок в сочетании с экзотикой… Я подумал, что часть этого плаката и станет эмблемой 2009 года. Стал проглядывать контрольные снимки, а их тысячи, как вы понимаете, и совершенно случайно наткнулся на это лицо с объективом… Оказалось, что один из ассистентов проверял место для съемки, и его случайно сфотографировали… Просто так… Мне очень приглянулся этот кадр, и я уже не искал ничего другого…
- А что будет в этом году на премьере в Москве?
Ж.М.Б.: Надеюсь, что зрителям будет интересна моя точка зрения на этот неоднозначный год… Во-первых, ретроспектива североамериканской рекламы. Все-таки американцы в этом смысле обладают высоким профессионализмом, да и традиции видеорекламы в Соединенных Штатах развиты, как нигде. Потом будет блок уникальной рекламы, которую еще не видела широкая публика: ролики, созданные специально и только для Интернет-ресурсов. Очень любопытно. Думаю, что очередной раз порадую зрителя клипами с участием мега-звезд: Софи Лорен, Леонардо ди Каприо и многих других. И отдельная тема этой «Ночи» - социальная реклама с Ближнего Востока… Я просто не мог обойти эту тему…
- Наверное, это не очень просто для восприятия?
Ж.М.Б.: Я отобрал только те ролики, которые не могут причинить вреда психическому здоровью зрителя… Вы себе не представляете, какие сюжеты я получил в этом году из Ливана, Сирии, Египта, Израиля… После просмотра некоторых, я понял, что не слишком уравновешенный человек может покончить с собой… Настолько тяжело это видеть. И поэтому я выбрал наиболее нейтральные. Еще раз скажу, я не мог проигнорировать эту непростую тему, просто не мог…
- 16 лет подряд «Ночь» проходит в России с неизменным аншлагом, как Вы думаете, почему?
Ж.М.Б.: Надеюсь, что российский зритель искренне полюбил мою «Ночь», и эта любовь взаимна, поверьте… Я очень хочу лично присутствовать на премьере в Москве, а потом проехать по моим любимым приволжским городам России… Так что, с надеждой на скорую встречу!
- Уходя, я заметила, что у столика, где сидел мсье Бурсико, вновь появился симпатичный официант. Значит, скоро появится изящная тарелка с душистыми бельгийскими вафлями… Bon appétit, мсье Бурсико!
Беседовала Вероника Кондратенко
“Ночь пожирателей рекламы» состоится 17 апреля 2009 года в Москве в кинотеатре «Октябрь».
тел. 517-17-16
Вероника Кондратенко